Четверг, 07 февраля 2019 16:35

«Рекламная пилюля» Госдумы

«Рекламная пилюля» Госдумы«Рекламная пилюля» Госдумы

«Рекламная пилюля» Госдумы

Депутаты озаботились засильем рекламы лекарств на телевидении и радио. Однако в своей борьбе они однозначно столкнутся с серьёзным противодействием представителей фармацевтических компаний и электронных средств массовой информации.

Самолечению – бой!Сегодня народные избранники вплотную приблизились к тому, чтобы приступить к рассмотрению в первом чтении законопроекта о полном запрете рекламы лекарственных препаратов на телевидении и радио.

Собственно, сам документ поступил в парламент ещё в апреле прошлого года. Авторы данной законодательной инициативы считают, что необходимость наложения запрета вызвана навязчивостью рекламы лекарственных средств – в первую очередь телевизионной. «Под воздействием рекламы человек идёт и покупает в аптеке «чудодейственный» препарат, игнорируя необходимость обращения к врачу. Самая главная опасность самолечения заключается в том, что болезнь не диагностируется врачом в начальной стадии, когда человека можно вылечить, а приобретает необратимый характер», – уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

Там также отмечается, что телевизионная реклама обращается к массовому зрителю и не учитывает индивидуальные особенности каждого человека. А это даёт гражданам основание не соглашаться с назначениями врача. Как следствие – сегодня около 60% жителей России предпочитают самолечение. «Во многом это обусловлено навязчивой рекламой лекарственных средств, распространяемой в теле- и радиопрограммах. Через каждые 15 минут реклама предлагает чудодейственные лекарства от боли, простуды, аллергии, стресса, для улучшения пищеварения, защиты печени и другие», – аргументируют свою позицию авторы инициативы. При этом, добавляют они, мало кто обращает внимание на фразу, что у лекарства имеются противопоказания и нужна консультация специалиста.

Законотворцы также ссылаются на данные Всемирной организации здравоохранения. Исходя из них, самолечение находится на пятом месте в мире среди причин смерти. Впереди только травмы, заболевания системы кровообращения, онкологические и пульмонологические недуги. Да и вообще, по мнению авторов законопроекта, в телерекламе заинтересованы прежде всего производители вновь разработанных дорогостоящих лекарств.

При этом, как уточняют законодатели, ограничения на рекламу лекарств уже существуют: речь идёт о препаратах, отпускаемых по рецептам, а также содержащих наркотические или психотропные вещества.

«Законопроект-убийца»

Есть у этой инициативы и последовательные критики. Например, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. По его мнению, высказанному в апреле прошлого года, за идеей запрета могут скрываться интересы тех фармацевтических компаний, которые хотят навязать россиянам определённые препараты.

Замминистра считает, что, когда лекарства рекламируются по телевидению, люди могут получить о них информацию и сделать сознательный выбор. «Если вы запрещаете рекламу лекарственных препаратов на телевидении, то вы, по сути дела, ставите человека в полную зависимость от врача, который может быть коррумпирован фармацевтической компанией», – говорит Алексей Волин.

Кроме того, в случае введения такого запрета телеканалы лишаются одного из своих крупнейших денежных источников. «Это приведёт к падению качества российского телевидения, а это, соответственно, скажется на таком вопросе, как информационная безопасность», – пояснил замминистра.

Солидарны с такой позицией и в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Там подсчитали, что «антилекарственный законопроект» снизит выручку федеральных и региональных телеканалов и радиостанций. Соответственно, им потребуется дополнительное финансирование. А это ни много ни мало 30 млрд рублей.

В письме, которое представители АКАР адресовали руководителю Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергею Катырину, говорится о том, что в 2016 году на рекламу в категории «медицина и фармацевтика» в России пришлось 18,8% (33,4 млрд рублей) от общего объёма рекламы на радио и ТВ. В ТПП с подобными доводами согласились, и её руководитель направил в Госдуму соответствующее заключение. Но в АКАР на этом не остановились, направив аналогичные письма в Правительство РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития и ряд других ведомств. Однако, как отмечают федеральные российские СМИ, ответов из этих структур в ассоциацию не поступало.

Источник

Прочитано 263 раз